Гости из будущего

 

Автор: Панча

 

Эпиграф.

 - А был ли мальчик?

О. Бендер

 

Наброски к киносценарию.

 

Главные действующие лица:

Герасимов Николай Петрович (быв. Коля Герасимов, ученик 6-Б класса 20-й московской школы) - 35 лет, мастер по ремонту бытовой техники, достаток средний, длинный, худой, нескладный очкарик, внешне напоминает постаревшего, побитого жизнью "Шурика", молчун по характеру, обычно невозмутимый, спокойный, пока речь не идет о действительно волнующих его вещах, тогда при разговоре активно помогает себе руками, одет в мятый плащ "а-ля Коломбо", важные детали - красно-белый шарф спартаковского болельщика и авоська с пустыми молочными бутылками. - в текстеН.П.

Королёв Ефим Альбертович (быв. Фима Королёв, ученик 6-Б класса 20-й московской школы) - 35 лет, преуспевающий "челнок", в основном поставляющий товары из Италии, уверенный в себе мужчина в самом расцвете сил, небольшого роста, кругленький, живой, эмоциональный, любит поговорить, в речи употребляет красивые фразы и умные слова, гладкая прическа с залысинами, одет в кожаную куртку, какие-нибудь фирменные джинсы, кроссовки, например, "Адидас". - в тексте Е.А.

 

Сцена 1.

   Весна 2000 года. Типичный полумрак московского паба. У стойки вполоборота наши герои. Пьют пиво "Килкенни". Платит, очевидно, Е.А. Над ними виден телевизор, настроенный на канал ТНТ. Идет программа "Европейская футбольная неделя". На экране Георгий Черданцев. Звук приглушен.

Е.А. (поднимет фирменный стакан "Килкенни") Ну, Колька, твое здоровье.

Н.П. повторяет жест Е.А. Пьют пиво.

Е.А. Сколько мы не виделись? С нового года? (Е.А. фактически ведет монолог. Н.П. только пожимает плечами, кивает, качает головой по смыслу беседы. Он хорошо знает привычки друга) Как твои? Как мама? Помогло ей лекарство, что я достал?.. (Откидывается назад, сентиментальным тоном) Да-а... Что ни говори, а хорошо иметь настоящего друга. Сколько мы с тобой вместе? Со школы? Помнишь Селезнёву? Алису, из будущего? Ты в нее еще влюблен был.

Н.П. (смущенно) Не был я...

Е.А. (смеется) Врешь, был!.. (Мечтательно) А у меня любовь всей жизни - П о л и н а... Наговорили нам всякого про будущее... И где это будущее? ...Ты, Фима, станешь путешественником. Ха! Ну, в чем-то они оказались правы. Новые земли открывали купцы в поисках рынков сбыта. А кто я, как не современный купец?..

По телевизору Георгий Черданцев переходит к обзору матчей Чемпионата Италии. Е.А. просит бармена сделать погромче и внимательно следит за репортажами. Когда показывают отрывки из матча "Ювентус"-... Е.А. вполголоса произносит "Эту игру я смотрел...". Н.П. с виноватым видом поглядывает то на часы, то на свою авоську с бутылками. Очевидно, он опять "за кефиром пошел". Да не дошел.

Е.А. (после показа турнирной таблицы, поворачивается к Н.П., восхищенно) Как играют, как играют, черти! После итальянского российский чемпионат даже смотреть неинтересно.

Н.П. (заинтересованно) Это почему?

Е.А. (повысив голос) Потому что "Спартак" - чемпион!!! (Нормально) В итальянском чемпионате - интрига. Вчера на первом месте шел "Лацио". Сегодня глядишь, уже "Ювентус". Да еще четыре команды на пятки наступают. А у нас... (безнадежно махнул рукой)

Н.П. (отрицательно качает головой) Что ты, Фима, российский чемпионат тоже имеет интригу. Вон, когда "Локомотив" со "Спартаком" играли, решалась судьба первого места...

Е.А. (перебивая) А в твоем "Спартаке" есть герои? Кто, по-твоему, может сравниться с самим Зиданом!.. А? Есть игроки такого уровня?

Н.П. (уверенно) Конечно, есть!

Е.А. (наседает) Ну, назови хоть одного.

Н.П. (начинает жестикулировать) А вот Андрей Тихонов...

Е.А. (с выражением глубочайшего сочувствия протягивает Н.П. стакан с "Килкенни") Выпей еще пивка, друг...

Беседа получает паузу. С экрана телевизора Георгий Черданцев знакомит зрителей с десяткой лучших голов недели. Один из голов десятки забит в игре "Ювентус"-...

Е.А. (с восхищением) Кра-а-сивый гол!.. Жаль, тут не всю комбинацию смонтировали... И моментов было больше.

Н.П. Везет тебе, Фима. Ты все матчи любимой команды видел.

Е.А. (гордо) И многие - вживую. Я, когда в Италии, всегда хожу на "Ювентус". Вещь!... А ты, Колька? Неужто на Спартак ни разу не попал? Ты ж москвич!

Н.П. (оправдываясь) Так билеты дорогие... И не достать.

Е.А. А ты поставь себе НТВ-плюс. (пародируя известную рекламу канала) Плати 9 баксов в месяц и наслаждайся футболом на специальном канале! Хошь - европейским, хошь - спартаковским.

Н.П. (виновато) Я так и собирался, только, понимаешь, сыну компьютер нужен. (С любовью) Он у меня умный мальчик. В мастерской такую безнадежную технику "вытаскивает"!.. И способности у него есть к программированию, учительница сказала...

Е.А. (слушает, скривившись) Лопух ты, Колька. Гниешь в этом ремонте за гроши. С твоей-то головой... А послушал бы меня, ушел бы в частный бизнес - и на НТВ-плюс, и на компьютер сыну хватило бы, и маме на операцию, и жене на туфли... Кстати, ей не нужны туфли? Я как раз привез партию. Уступлю по оптовой...

Н.П. Нет, спасибо... C премии что-нибудь придумаю. Приятель на работе обещал уступить старый компьютер, когда себе новый купит. Отдам сыну, пусть налаживает. Может, и на спутниковое останется.

Е.А. (с раздражением) Ну, как знаешь...

Е.А. берет еще пива, поворачивается к телевизору. Н.П. тоже смотрит в экран от нечего делать. Десятка голов закончилась. Георгий Черданцев повторяет условия творческого конкурса: "В честь какой-такой старой сеньоры был назван футбольный клуб "Ювентус"? Присылайте ваши версии по адресу..." Бармен переключает телек на MTV. Идут клипы. Без звука.

Н.П. (оживляется). Слушай, Фима. Я давно хотел тебя спросить, а в самом деле, почему у "Ювентуса" такое, извини, идиотское прозвище? Откуда взялась "Старая сеньора"? Ты ведь фанат, должен все знать о клубе.

Е.А. (бодро) Конечно, фанат! А "старая сеньора" потому, что... (задумывается) потому что... (растерянно глядя на Н.П.) черт его знает, почему. Я уже привык, наверное, не обращал внимания... (с возмущением) Да я всю историю клуба наизусть могу рассказать, в каком году, какой кубок, составы команд, кто забил... Даже как полоски на форме менялись!... (снова задумывается) Не может быть, чтобы нигде не упоминалось о "старой сеньоре". Я сейчас, я вспомню... (пытается вспоминать, по-видимому, безуспешно). Сдаюсь, не могу ответить. Но на все сто уверен, что если бы об этом где-то писали или говорили, я бы знал. Точно. (Отхлебывает пива, все еще под впечатлением) Надо же! Самое интересное-то и засекретили...

Н.П. (пытается обнадежить) Ты, Фим, не переживай. Поедешь снова в Италию, там и спросишь.

Е.А. (обреченно) Не могу я спрашивать. Там у меня имидж опытного болельщика, персональный абонемент, а я буду глупые вопросы задавать. Да у них, наверное, каждый уличный мальчишка знает, что это за сеньора такая, а я - солидный мужчина, "руссо негоцианто" - не знаю. Что они обо мне подумают?..

Н.П. Ну, прости, Фима. Давай забудем этот разговор. Я тебя ни о чем не спрашивал...

Е.А. (вскидывается) А вдруг меня в Италии кто-нибудь спросит? Хорошо, что ты первый. Если бы я так попался на подписании контракта, со мною никто больше не захотел бы вести дела. Что тогда?... Нет, я должен выяснить все до конца. И чем скорее, тем лучше... (напряжено думает) ... Когда, интересно, впервые появилось это название...

Н.П. (шутливо) Здесь без машины времени не обойтись...

Е.А. (радостно просияв, хлопает друга по плечу) Молодец, Колька! Вот, что значит - мозги! Именно - МАШИНА ВРЕМЕНИ. Я смогу узнать ответ из первоисточника. Я, может, даже ручку поцелую этой старой карге! (делает знак бармену подать счет, встает, поднимает с места Н.П.) Все, Коля, мы уходим. Ты ведешь расследование вместе со мной.

Н.П. (с ужасом) Почему я?

Е.А. (подмигивая) А кто у нас спец по машинам времени? Забыл? Миелофон тебе напоминать не надо? И пиратов?.. Дело решенное. Я без тебя не разберусь. А ты должен мне помочь. Как друг. Мы ведь друзья?

Н.П. (безнадежно) Фима, мне за кефиром ...

Е.А. (подталкивает Н.П. к выходу) Как ты можешь думать о кефире, когда другу нужна помощь... Где дом тот, помнишь? Он ведь до сих пор заброшен. Может, и машина на месте...

Уходят.

 

Сцена 2.

 Е.А. и Н.П. идут по улицам Москвы. В настоящий момент проходят мимо молочного магазина. Н.П. с тоской оглядывается на него. Н.П. не очень нравится идея путешествия во времени.

Е.А. (дергает Н.П. за рукав плаща) Коля, не отставай... Мы только туда и назад. А потом - сразу за кефиром. Зуб даю!

Н.П. А вдруг одного раза не хватит? Ты хоть знаешь, в каком времени искать?

Е.А. Ну... Можно методом деления пополам. "Ювентус" существует уже сто лет. Начать, например, с 60-х годов...

Н.П. (продолжая выдумывать отговорки) Но мы же находимся в Москве, а "Ювентус" - в Италии!

Е.А. (перебивая) Лопух ты, Колька. Сам же рассказывал про Институт Времени, что видел прибывших из Римской Империи, из Александрии. Это, знаешь, не в Москве. Просто ты, нажал, что попало, не разобравшись, вот и остался на месте. А ведь мог посмотреть на настоящих динозавров, например.

Н.П. Нет, не надо динозавров... (новая идея!) Фима, я же не знаю итальянского!...

Е.А. (хитро улыбается) Зато я знаю. Плюс еще английский. (Радостно хлопает Н.П. по спине) Не пропадем!...

Н.П. только вздыхает. За разговорами и дошли. Та самая улица. Тот самый дом. У заколоченных только для видимости дверей герои остановились. Е.А. возится с ржавым замком, повешенным тоже для видимости

Н.П. (с беспокойством) Фима, а что, если машина не работает? Помнишь, ее ведь отключила Полина, когда забирала Алису из нашего времени.

Е.А. (открывает дверь и заходит внутрь) А мы сейчас проверим. Где этот подвал?...

Е.А. и Н.П. проходят к подвалу. Зал в точности тот самый. И шкаф тот самый. Е.А. перед дверью шкафа остановился. Задумался.

Е.А. (с некоторой опаской) Коля, давай, ты первый войдешь.

Н.П. молча воззрился на друга. Что это с ним? Ведь так стремился сюда попасть!

Е.А. (оправдываясь) Ты, Коля, везучий. А если я попробую, машина точно будет замурована.

Н.П., пожав плечами, открыл дверь шкафа. Какая удача! Машина времени действительно оказалась на месте. Дверь ее, похожая на створки лифта, торжественно раскрывается, заливая все потоком ярчайшего света. Звучит какая-нибудь торжественная музыка (или ремикс "Прекрасного далёка"). Наши герои, выдержав паузу, заходят внутрь машины времени. Оформление машины времени на вкус художника по декорациям. Обязательные элементы - пульт с кнопками выбора, которые мигают в такт с речами Машины Времени (в тексте - М.В.), текстовый дисплей, где можно читать по-русски заданные координаты места и времени назначения, все это хозяйство должно помещаться в точно очерченном круге диаметром, скажем, 1,5 -2 м. Е.А. с интересом осматривается по сторонам, предвкушая приключения. Н.П. убит горем. На его лице читается смирение и покорность злой судьбе.

М.В. Пожалуйста, задайте координаты пункта назначения.

Е.А. Э-э... Нам, будьте любезны, 1961 год ... (в этом месте можно вставить реальную дату победы "Юве" в ЧИ 61-го года)..., Италия, город Турин. Поближе к стадиону Дель Альпи... Стоп! Дель Альпи построили только в 1990-м. В 1961 году играли на Д-Арми Сквер.

На текстовом дисплее М.В. читаем заказанные дату, время, место. Свет внутри М.В. начинает мигать. М.В. говорит "Встаньте в круг, возьмитесь за поручни и т.д." Идет переброска.

 

Сцена 3.

 Задний двор какого-то дома. Очевидно, итальянского, туринского. Веревки с постельным бельем, звуки итальянской семейной разборки на заднем плане. Для колорита играет популярная в 60-х годах итальянская музыка. Н.П. и Е.А. стоят в центре нарисованного прямо на земле (траве) светящегося круга, совпадающего с тем, что был внутри М.В. Из центра круга торчит что-то типа палки с набалдашником. Набалдашник светится в такт с речами М.В.

М.В. Переброска завершена. Время посещения 30 минут. По истечении срока ожидания возвращение невозможно...(совсем по-человечески) Пожалуйста, не опаздывайте.

М.В. отключается, круг гаснет, становится едва различимым, остается одна палка с погасшим набалдашником. В нем можно разглядеть обратный 30-минутный отсчет.

Е.А. Слезай, приехали, значит... Коля, хорошо запоминай это место и дорогу к нему. Похоже, возвращаться нам отсюда. Надеюсь, за полчаса управимся. (подталкивает слегка обалдевшего Н.П.)Пошли, чего встал! Если будешь тормозить, не успеем за кефиром. (Направляется к углу дома).

Н.П., услышав о кефире, очнулся и пошел вслед за Е.А. Они очень скоро выбрались на площадь перед стадионом Д-Арми Сквер. Та забита ликующими болельщиками "Ювентуса". Летает серпантин, хлопают петарды, горят бенгальские огни. Е.А. довольно улыбается, глядя на празднество, будто он сам его устроил.

Е.А. (поворачивается к Н.П.) Знаешь, чему они так рады?

Н.П. (пожимает плечами) Выиграли, наверное.

Е.А. (с восторгом) Не просто выиграли! В 1961 году "Ювентус" получил право рисовать на своей эмблеме "звездочки" за каждые 10 "взятых" Чемпионатов Италии. И сегодня как раз день очередной "звезды"!...

У ворот стадиона наблюдается оживление. Это выходят игроки. Толпа подалась вперед. Раздача автографов и росписей на мячах. Е.А. внимательно приглядывается.

Е.А. (радостно кричит) Ты посмотри, там же Сивори!.. И Чарльз!.. Легендарные футболисты! Зиданы 50-х!

Н.П. (серьезно) Фима, тебе надо узнать про старую сеньору.

Е.А. (отмахивается) Лопух ты, Колька! В наше время их автографы можно продать за бешеные деньги. Пойдем, может, повезет...

Они протискиваются сквозь гудящую толпу. Е.А. умудрился растолкать всех и заполучить-таки вожделенные автографы на номере "КоммерсантЪ", извлеченном из недр кожанки и там же бережно укрытом. Е.А. и Н.П. следуют, влекомые людским потоком. Попав на узкие туринские улочки, река из людей разливается на ручейки и растекается по близлежащим питейным заведениям.Е.А. пристроился к сопровождающим игроков. Он о чем-то беседует с итальянцами. Те смеются, хлопают его по плечам, обнимают, восклицают "Вива, руссо! Вива, Веккья Сеньора!" Наконец, и эти заходят в пивнушку. Н.П. все время следует за Е.А., придерживая авоську с бутылками. Его слегка оттерли в толпе, а вышибалы пытались вообще не пустить в пивнушку. Н.П. вовремя выкрикнул "Я тоже руссо! Руссо!" Качки переглянулись. Тут Е.А., вспомнив о друге, вышел, сказал вышибалам "Руссо, руссо", тогда их пропустили.

Смена плана. Внутренности итальянского бара. Уже изрядно выпившие болельщики вместе с игроками и нашими друзьями пытаются петь "Катюшу", "Подмосковные вечера" и прочий интернационал. Н.П. тоже поддался всеобщему веселью. Но еще не настолько "погрузился". Его взгляд скользит по помещению и натыкается на стенные часы. У него перед глазами мелькают попеременно то эти часы, то машина времени. Лицо Н.П. выражает неподдельный ужас.

Н.П. (трясет Е.А.) Фима, время!!!

Е.А. (нехотя) Отстань!... Какое время... Выпей, вот, пивка...

Н.П. (не унимается) Фима, МАШИНА ВРЕМЕНИ! ..

Е.А. (врубается, наконец, с его лица быстро слетает довольство) Вот, черт!.. Сколько мы уже здесь?...

Собирается уходить. Итальянцы немного препираются, но понимают все-таки, что нашим героям позарез нужно спешить. Е.А. и Н.П. пулей вылетают из питейной и несутся во весь опор по улицам Турина к месту возвращения. Едва-едва успевают. На набалдашнике уже идет отсчет последней минуты времени стоянки. Е.А. и Н.П. почти падают внутри спасительного круга.

Н.П. (громко дышит) Фима, ты выяснил-то, что требуется?..

Е.А. (тоже громко дышит и держится за сердце) Нет, прозвище уже существует, считается чем-то вроде талисмана. И никто ничего не знает о его происхождении.

М.В. Пожалуйста, нажмите кнопку возврата в исходный пункт. Или назовите координаты нового пункта назначения.

Е.А. Давай здесь же, год 1935-й ... (можно уточнить дату победы в ЧИ 1935-го года)

Круг М.В. и набалдашник ярко светятся. Голос М.В. "Идет переброска..." Наши герои мерцают, потом исчезают из пейзажа. Только колышутся простыни и трава.

 

Сцена 4.

 Предыдущий пейзаж плавно превращается в другой, очень похожий. Краска на доме выглядит новой. Трава аккуратно подстрижена. Вместо наволочек и простыней сохнет чья-то военная форма. Звуковое сопровождение: патриотические немецко-итальянские марши, перемежаемые воплями Муссолини. Вдруг треск молний (как в Терминаторе), мерцающие силуэты Е.А. и Н.П., наконец, они полностью материализуются.

М.В. Переброска завершена. Время посещения 30 минут. По истечении срока ожидания возвращение невозможно...(совсем по-человечески) А пиво тут пить не советую - плохое... (круг с набалдашником постепенно угасают до неразличимости. Включен обратный отсчет)

Е.А. (краснеет от смущения) Спасибо за предупреждение...(хмыкает про себя) Техника!... (к Н.П.) В прошлом году итальянская сборная стала чемпионом мира, а "Юве" сегодня в пятый раз подряд выигрывает чемпионат страны... Ну, вторая попытка...

Выходят на площадь перед Д-Арми Сквер 1935-го года. Она снова полна народу, только ликование толпы какое-то приглаженное, видимо, из-за оцепления в форме со свастикой. На домах и над стадионом торжественно развеваются нацистские флаги. Из ворот выезжает закрытая машина с игроками. Толпа вяло машет национальными флажками и флажками с эмблемами "Юве". Звучат редкие выкрики "Вива, Веккья Сеньора!" и более частые "Вива Италия, вива дуче!" Е.А. и Н.П. стоят на тротуаре, обрамляющем площадь. Он пуст. Люди проходят мимо поодиночке, быстрым шагом и высоко подняв воротники. Через каждые 10 метров тусуются нацистские постовые. Е.А. сделал несколько попыток заговорить с прохожими. Те испуганно шарахаются и ускоряют шаг. Неловкие потуги завязать беседу привлекают внимание близко стоящего офицера-наци. Он медленно подходит к друзьям, нарочито размахивая чем-то вроде дубинки. Останавливается напротив, тычет в грудь Е.А. свою дубинку:

Наци. (по-итальянски с немецким акцентом) Больше двух!.. Запрещено!..

Е.А. (испуганно, по-итальянски) Мы только хотели узнать про "Юве"...

К сожалению, офицер то ли не расслышал, то ли ему почудилось

Наци. (грозно) Юде???

Е.А. (со смертельным ужасом) Нон!!! Нихт Юде! Ю В Е - Ювентус!!! (показывает на стадион)

Наци. (плотоядно усмехается, поигрывает дубинкой) Ю-у-уде... Юде...

Язык Е.А. застрял в горле, он способен издавать только нечто нечленораздельное. Н.П. молчавший весь разговор, попытался помочь.

Н.П. (офицеру, с дружелюбной улыбкой). Нихт! Нихт Юде! Руссо, руссо!

Ну, не в бровь, а в глаз... Наци багровеет, оглядывается на других патрульных, подносит к губам свисток, с явным намерением свистнуть как можно громче и сдать этих двоих "тепленькими" в итальянское Гестапо. Н.П., видя свою ошибку, реагирует истинно по-мужски, со всего размаху бьет нациста в висок авоськой с бутылками. Советское стекло оказывается прочнее черепа постового. Оно только звякнуло, а наци мешком повалился на тротуар, так и не успев толком привлечь к себе внимание.

Е.А. Лопух ты, Колька!.. Зачем немца вырубил? Они сейчас все сюда сбегутся!

Н.П. только растерянно пожал плечами. Действительно, у этой сцены нашлись нежелательные свидетели. Послышались надрывные свистки, топот подкованных сапог. На наших парней показывают пальцами, нацисты на бегу достают из кобуры табельное оружие, кричат "Хальт" и "Стоять" по-итальянски.

Е.А. (нервно оглядывается) Сматываемся! Здесь ловить нечего. (Пнул бесчувственного наци носком кроссовка) Не у этих же спрашивать!

С этими словами Е.А. и Н.П. быстрым шагом идут обратно к стоянке М.В.

Е.А. (на ходу) Как я испугался!.. Если бы попался - живым не ушел...

Н.П. Почему?

Е.А. Как твоего отца по имени-отчеству?

Н.П. Ну, Петр Николаевич, а что?

Е.А. А моего - Альберт Исаакович! Уловил разницу?

Н.П. А-а...

Они на месте возвращения. Зашли в круг. Е.А. задумался.

М.В. (оживает) Пожалуйста, нажмите кнопку возврата в исходный пункт. Или назовите координаты нового пункта назначения.

Н.П. (толкает локтем Е.А.) Фима, теперь куда?

Е.А. (махнул рукой) А! Чего мелочиться! Давай, в начало! В год основания.. (к М.В.) Ну, шедевр инженерной мысли, перенеси нас в 1897 год, где-то начало весны. Место можно не менять.

Все мигает, распадается на кусочки. Слышен голос М.В. "Идет переброска.."

 

Сцена 5.

 Двор тот же, дом - тот же. Висят простыни, наволочки. Щебечут птички, квохчут куры, кукарекает петух. Слышны звуки итальянской семейной разборки. Материализуются наши, пугая кошку, которая с обиженным мяуканьем скрывается в подвальной дыре.

М.В. Переброска завершена. Время посещения 30 минут. По истечении срока ожидания возвращение невозможно...(совсем по-человечески) Ваша одежда уже очень сильно не соответствует эпохе. Произвести модификацию?

Е.А. Ну, давай.

Еще немного мигания. В результате модификации Е.А. превратился в зажиточного итальянского горожанина конца 19 века, золотая цепочка карманных часов, лорнет вместо солнечных очков, цилиндр, штиблеты. Н.П. оказался с виду мелким клерком в мятом пальто, скособоченной шляпе-котелке и потрескавшихся очках-пенсне. Шарф спартаковского болельщика остался неизменным. Как и бутылки в авоське. Е.А. удовлетворенно хмыкнул, осмотрев себя. М.В. тихо отключилась и запустила обратный отсчет.

Е.А. Ну, дают, специалисты... Ну, техника! (к Н.П.) Пойдем, Коля. Нас ждут великие дела!

Выходят на площадь перед стадионом. Он совсем не такой, как даже через 40 лет - ограда невысокая, деревянная. Просто кусок открытого поля. На нем видны легкоатлеты и силачи. Все в полосатых купальниках, как у Ивана Поддубного.

Е.А. Не понял... Где футбол? (оглянулся, вытащил из кармана часы, хмыкнул под нос, когда они с музыкой открылись) Время еще есть. Погуляем, Коля...

Е.А. прогулочным шагом двинулся по площади. Н.П. за ним. Со встречными Е.А. и Н.П. раскланивались, вежливо приподнимая шляпы. Е.А. что-то спрашивал. Ему в ответ улыбались, пожимали плечами. Один пожилой сеньор указал какое-то направление. Мы слышим обрывок фразы "Си... Лицео Д-Азельо..." Е.А. благодарит. Они с Н.П. уходят в заданном направлении.

Смена плана. Кованые решетчатые ворота приоткрыты. За ними просматривается особняк, где расположено некое учебное заведение, потому что туда входят и выходят озабоченные молодые люди в очках, под мышкой у многих тубусы с чертежами. Кто-то в воротах роняет папку с бумагами, начинает собирать. Кто-то, несет большой глобус, не смотрит под ноги, спотыкается о растеряху, падает, выпускает глобус, тот, подпрыгивая, катится за ворота на тротуар. Упавшие бранятся по-итальянски. "Кретино! - Имбецило! - Сам ты Имбецило!" и т.д. За этой сценой (и за траекторией глобуса) наблюдают несколько скучающих студентов. Они сидят на скамейке, слева от ворот. Над ними на чугунной ограде висит название улицы "Ре Умберто Авеню" по-итальянски и номер дома. Студенты жуют семечки, синхронно сплевывают шелуху и лезут за новой порцией. Ну, чисто - завалинка из русских сказок! Они так же синхронно поворачивают головы налево и медленно ведут взгляды обратно, пока мы не замечаем, что их вниманием завладели наши друзья - Е.А. и Н.П., появившиеся в кадре.

Е.А. (прочитал табличку с названием улицы, к сидящим студентам по-итальянски) Простите, юные сеньоры? Это - лицей Д-Азельо?

Юные сеньоры переглянулись и крайний справа, похоже, главный, лениво ответил:

Студент. Ага...

Е.А. (обрадованно) А скажите, ученый юноша, нет ли в этом лицее знаменитой футбольной команды "Ювентус", иначе именуемой "Старая Сеньора"?

Студент. Какой команды?

Е.А. Знаменитой футбольной команды "Ювентус"...

Студент. (перебивая) Это я понял, что знаменитая... Игра-то какая?

Е.А. (растерянно) Ну, футбол...

Студент. Это, что ли, в мяч, одиннадцать на одиннадцать человек, как англичане?

Е.А. (обрадованно) Именно! Так есть?..

Студент. (игнорирует последний вопрос) "Ювентус", говорите? Знаменитая команда? А сильно знаменитая?

Е.А. Еще как!!! (подмигивая) Скажу вам по секрету, она завоюет столько призов, столько титулов!..

Студент. (недоверчиво) И миланцев победит?

Е.А. Да что там - миланцев! Лигу Европейских Чемпионов! Англичан, немцев, французов, испанцев - всех победит!..

Студент. Это здОрово... Команда "Ювентус", иначе известная как "Старая Сеньора"...

Е.А. Кстати, вы не знаете, что это может быть за сеньора?

Студент широко улыбается, вставая со скамейки. Остальные ребята тоже встают.

Студент. (пожимает плечами) Старая сеньора Фортуна, наверное... Которая направила вас сюда, дяденьки. Спасибо за чертовски удачную идею. (от души пожимает руки Е.А. и Н.П.Поворачивается к своим) Футбол - классное развлечение!

Е.А. (растерянно) Так что насчет команды? В вашем лицее есть "Ювентус"?

Студент(оборачивается) Будет! Обязательно! И точно такой, как вы рассказывали. (тычет себя в грудь большим пальцем) Слово Энрико Канфари! Ха-ха-ха!

Молодежь смеется. Студент, проходя мимо валяющегося глобуса, поднимает его в воздух, демонстрирует искусство владения мячом. Глобус перескакивает с ноги на ногу, катится по плечам, подпрыгивает на голове - короче, весь набор футбольных фокусов. Другие студенты подхватывают игру, каждый показывает один из приемчиков, затем передает пас другому. Глобус в конце концов оказывается снова у того, кто назвался Энрико. Тот напоследок со вкусом наносит сильный удар. И провожает взглядом красивый полет земного шара через ограду лицея. На лице Энрико Канфари блуждает загадочная улыбка...Е.А. напоминает собой Наполеона после Ватерлоо.

Н.П. Фима, кто этот - Энрико Канфари?

Е.А. (мрачно) Первый президент "Ювентуса"... (вздыхает) Отец-основатель иными словами...

Н.П. А почему ты тогда такой грустный?.. Первый президент должен знать про старую сеньору...

Е.А. (глядит прямо в глаза Н.П.) Да, после того, как я ему сказал. И про "Ювентус", и про сеньору эту... Не было у них в лицее футбольной команды, и нигде вообще НЕ БЫЛО! До сегодняшнего дня...

Н.П. некоторое время удивленно смотрит на Е.А., потом его постепенно разбирает смех.

Н.П. (сквозь смешки) Значит, настоящий основатель "Ювентуса" - это ты?

Е.А. (взрывается) ЛОПУХ Я НАСТОЯЩИЙ!..

Е.А. продолжает ругать себя, рвет с головы остатки волос, короче, бушует. Н.П. не в силах больше сдерживаться, хохочет от души. Чистое небо весеннего Турина. Затемнение.

 

Сцена 6.

Тот самый московский паб, в котором все началось. Е.А. и Н.П., оба одетые как вначале, сидят на тех же местах. В авоське Н.П. вместо пустых бутылок - два прямоугольных пакета кефира, палка сервелата, сыр "Виола". Платил, очевидно, Е.А. Как и за пиво "Килкенни", которое они сейчас оба пьют. Телевизор показывает клипы. Е.А. - вселенская скорбь.

Н.П. (утешительно) Фима, не огорчайся, откуда ты мог знать? Главное, что твоя любимая команда появилась на свет. Неважно, как и почему.

Е.А. (вздыхает) Спасибо, Коля. Ты - настоящий друг...(После паузы) Слушай, а когда у тебя день рождения?

Н.П. Сегодня...

Е.А. (ошарашенно) Не может быть! Сегодня? Сейчас, у тебя - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ?

Н.П. (пожимает плечами) Ну да...Я, собственно, думал, что ты меня привел сюда, чтобы поздравить...

Е.А. (бьет себя кулаком в лоб) Вот, лопух!.. Даже про день рожденья лучшего друга забыл!..

Н.П. (ничуть не обидевшись) Бывает...

Е.А. Надо тебе подарок сделать...(поднимает взгляд на телевизор, на лице видна работа мысли) Вот! Я на днях НТВ-тарелку заказал... Хотел вручить одному деляге... В целях расширения моего бизнеса...И сейчас подумал, что тебе она нужнее.

Н.П. пытается возражать.

Е.А. Не спорь!.. Будешь смотреть футбольный канал, матчи "Спартака", наконец! Жена - моду, сын - науку... (Ищет что-то по внутренним карманам куртки. На стойке оказывается разная мелочь типа ключей от машины, та самая газета "КоммерсантЪ" с автографами и, наконец, на белый свет извлекается карточка с оплаченным заказом НТВ-плюс, вроде документа на владение.) Вот, держи, Коля, наслаждайся цифровым телевидением. А на свою премию купи сыну новый компьютер, не жмись.

Н.П. (растроганно) Спасибо, Фима... (глядя на "КоммерсантЪ") Ты, кажется, говорил, что эти автографы стоят теперь бешеные деньги?

Е.А. (махнул рукой) Не в деньгах счастье! ...Я, понимаешь, и здесь лопухнУлся - взял автографы игроков 50-х на вчерашней газете... Буду у себя хранить, как память (мечтательно улыбается)Подумать только, видел настоящего Омара Сивори!.. Пил на брудершафт с Джоном Чарльзом!..

Н.П. (прослезившись) Давай тост, Фима, за дружбу!

Е.А. За дружбу!..

Чокаются стаканами, пьют... А по MTV крутят клип Фредди Меркьюри "Friends will be Friends". На том и

К О Н Е Ц.

 

 2000