Очерк о Воланде
Автор: Смерть aka Феанаро (Анна Ястребова)
У моего любимого поэта - Марины Ивановны Цветаевой - была детская любовь - черт Мышатый. Совпадение ли, знак ли свыше, повторение ли истории, мои ли домыслы, но у меня свой Мышатый тоже был. Только пришел он ко мне не в дошкольном детстве и звали его не Мышатый, а - Воланд. Пришел он ко мне, одиннадцатилетней девочке, со страниц Булгаковского романа. Не знаю, чем он вызвал у меня любовь - пусть разбираются психологи, - но любовь была. Как случилось, что я - крещенная по своей же воле, верующая, в общем-то, девочка, влюбилась в - Дьявола? Был ли это бред ребенка, посмевшего прочесть, которая ему была не по годам (не по зубам, не по уму)? Сказалось ли мое одиночество ("Я всегда один".)? Как бы там не было, я Воланда любила. И мое услужливое, уже тогда больное, воображение разворачивало передо мной целый роман. Ах, какие мне снились сны! И как был он красив! И как несчастен! (Уж и не знаю, что сыграло большую роль.)
Первый раз читая роман, я, конечно же, мало что поняла, но понятого мне хватило. Так хватило, что до сих пор расхлебываю. Мне говорили, что рано читать такие книги. Но: нет, нет книг в русской и европейской классике, которые рано читать, потому что нельзя взрослым любить литературу, если в детстве не были прочитаны лучшие из книг (хотя бы - одна). Да и читать "Мастера и Маргариту" потом - сейчас, в 20 лет! - было бы поздно! Появись Воланд (как и мастер и Маргарита, впрочем) в моей жизни только сейчас, я бы его просто не заметила, прошла бы мимо. И уж точно не стала бы писать (а каким был долгим путь к этому!). А рано было все: и "Гамлет", и Дюма с кровью и любовью - все рано, рано, рано...
Воланд меня, как и Берлиоза с Бездомным, поразил сразу, но полюбила я его потом, уже после прочтения. Впрочем, нет: первый отзвук любви к нему появился там, в комнате перед балом, когда Гелла растирала ему ногу вонючей мазью. Меня к нему толкнуло. И почему-то мне казалось - бог знает почему! - что Воланд Маргариту любил. Смешно? А кому бы не показалось (в 11 лет, после Дюма и Шекспира!!!)? Сами смотрите: из всех женщин в Москве королевой выбирают Маргариту, Воланд сводит ее с любимым, а сам при этом стоит в стороне (странно?)... Яснее ясного, что любит. Ибо если бы не, то зачем? Он же Дьявол, добро - это не его.
И было его жалко. Один, хромой, лишенный женской ласки (Гелла - не в счет)... Ах, как я сейчас понимаю, на сколько он был мне близок!
Мать меня как-то спросила, кто в романе мне понравился больше всех. Я ответила, что Бегемот (было правдой), а потом добавила, что Воланд тоже. Мать: Почему? Я: Его немного жалко... Дальнейшего диалога не помню, но то, что матери я так и не смогла убедить - точно.
Свою любовь, свой роман с ним я скрывала. Да, и кому бы я могла бы сказать, если бы даже захотела? Родителям? Не услышали бы и не поняли, как, впрочем, и другие родственники. Друзьям? Их у меня не было. Да и как такое скажешь? "Я люблю Сатану"?! (Сатану любить/ Что за грех такой? - не из моего ли одинаннадцатилетия эти строки? Скорее да, чем нет.) Я тогда верила в Бога и понимала, что значит "грех". (Случайно ли зимой 98 года - два года спустя, почти месяц в месяц - я потеряла последний в своей жизни нательный крестик?)
Ах, как я тосковала по Воланду (когда не спала)! Сколько раз я пожалела, что "королеву должны звать Маргаритой". И как мне хотелось Воланда - просто встретить на улице. А он приходил только во сне.
Что мне снилось? Он сам: смотрел, говорил, целовал, качал на качелях. (NB! Одна из моих любимых песен группы "Пикник" "Фиолетово-черный": "Видно Дьявол тебя целовал..." Но песня была несколько лет спустя.) Внешность? Могу поручиться только за черные волосы и теплый, мягкий и - чтобы кто не говорил! - добрый взгляд... не факт, что разных глаз. О чем говорил? Не помнила тогда, не помню сейчас.
У Марины Цветаевой в "Черте" есть такие слова: "Хороших детей из омута вытаскивают ангелы..." Быть может, хорошим детям и снятся ангелы? А мне - Дьявол. И ладно бы, если бы он меня искушал, но ведь искушала я - его. Засыпая, я каждый раз надеялась, что он опять приснится. И снился. И так не хотелось просыпаться!
Опережая возможный упрек: дьяволопоклонницей я никогда не была. Но - совпадение? - где-то с этих лет я перестала молиться, а четыре года спустя - отреклась от веры (но тут уже не Воланд...), а еще через год я увлеклась Оккультизмом.
Не из этой ли любви к Воланду выросла моя нелюбовь к церквам, попам и религии вообще? Не из нее ли - моя склонность к мистицизму, моя Магия? Любовь к холодному оружию? (У Воланда была шпага.) К кладбищам? Мое - пусть недолгое, но все же - увлечение "Черной книгой Арды". И наконец, что такое "Крестница Люцифера" как не дань этой любви? (NB! Писалась хоть и единым духом, но тяжело и трудно - не по заказу ли?..)
Оглядываясь на свою двадцатилетнюю жизнь, начинаю иногда думать, что вся она - от рождения и до этого момента - роман с Дьяволом. Ибо сколько было эпизодов, это доказывающих! (Косвенно, конечно. Приводить не буду, поскольку для другого они - мелочь. Хватит с читателя того, что у меня терялись все кресты.)